Всі публікації цього блогу є моїми особистими думками, які я вирішив оприлюднити з тих чи інших причин.
Ні в якому разі жодна публікація не є поширенням інформації. Жодна з публікацій не є ангажованою будь-ким. Жодна з публікацій не є інспірованою моїми приватними неприязними почуттями до будь-якої особи - якщо, шановний читачу, вам здасться, що воно не так, напишіть мені про це. Я пишу тут лише те, в чому переконаний особисто. Я не претендую на істину в останній інстанції і залишаю за собою право на помилку, а також право на визнання цієї помилки, її виправлення, або впертого обстоювання.

5 жовтня 2014 р.

М.Вайман, Д.Иоффе, И.Шаврук в Одесском Оперном театре.

Я плохо разбираюсь в музыке. Вернее сказать, я разбираюсь в ней на уровне обывателя: нравится - не нравится. Я страшно далек от музыкальной теории, не знаю как что называется и порой путаю рондо с менуэтом.  Я не могу назвать себя заядлым театралом. Я просто люблю театр. Даже не скажу, что я часто бываю в театрах, скорее - наоборот. Одесский Оперный театр мне запомнился кошмаром восьмидесятых, когда оркестр вел одну партию, певец на сцене - другую и оба тщетно старались друг друга перекричать, струнные тянули одеяло на себя, духовые - на себя, а ударные спешили отыграть и уйти домой. Запомнился жуткой дороговизной билетов в девяностые, когда посещение театра было статусным событием, возможностью продемонстрировать меха и брильянты. В партере разгуливали жирненькие молодчики и, не стесняясь солиста, разговаривали по мобильному телефону. Именно с тех пор я вычеркнул Оперный театр из списка посещений. Я тосковал по его белому с золотом кружеву фойе, по красному бархату лож, по специфической только для него глухой тишине темного зала. Но “сходить в Оперный” мне не приходило в голову.


А пошел я совершенно случайно: у меня сейчас появилось масса свободного времени, в Оперном должен был состояться концерт Михаила Ваймана и Дианы Иоффе и двое  одинаково замечательных людей - Вера Запорожец и Павел Поламарчук - пригласили меня в Фейсбуке на это событие.




В первом отделении блистал Михаил Вайман. “И скрипка плачет”... - это не о нем. Вайман играет пронзительно, ярко, прозрачно. Я бы сказал, жестко. Даже в мягких и нежных пассажах угадывается внутренний очень твердый металл. Фантастическое мастерство сочетается с такой явной любовью к тому, что он исполняет, что в один прекрасный момент мне стало не хватать воздуха - я не дышал. Исполнение вариаций Венявского на темы “Фауста” Ш.Гуно - было настолько впечатляющим что после куплетов Мефистофеля зал взорвался аплодисментами. Антракт прозвучал разочарованием и сожалением.


Во втором отделении зал был куплен без остатка Диной Иоффе. Замечательная непринужденность и удивительная легкость исполнения. Кажется, что музыка звучит прямо в тебе - не со сцены, а внутри. Что это твое настроение играет хрустальным ручьем шопеновской музыки. Дина Иоффе совсем не касается клавиш, только слегка утапливает их, проверяя, правильные ли струны поют в твоей душе. Поразительная манера игры в сочетании с великими звуками Шопена заставляет тебя замереть на стуле и только слегка покачивать головой в такт сверкающим пассажам.


Отдельно нужно сказать об оркестре. Я вообще люблю оркестры, их заполняющий пространство и тебя звук, их то мягкие стоны, то яркие зовущие вскрики. Но оркестр Игоря Шаврука так просто не описать. Я потрясен. Я восхищен. Нет - это все бледно и мелко. Я влюбился в этот оркестр. Буквально. Он как единый, идеальный и точный механизм, и как мягкий, заботливый человек держал меня весь вечер, ненавязчиво, но твердо и уверенно. Половина моих аплодисментов этим вечером принадлежат оркестру Игоря Шаврука.


Вечер закончился волшебными звуками Мендельсона и троекратным выходом мастеров на поклоны под овации зала. Нет, неверно. Вечер не закончился, он все еще продолжается - стоит закрыть глаза и снова слышен глухой шепот толпы в коридорах Оперного, и снова тихо гаснет свет в зале, и снова внутри звучит колдовство Дины Иоффе, Михаила Ваймана и Игоря Шаврука.

Немає коментарів:

Дописати коментар