Я плохо разбираюсь в музыке. Вернее сказать, я разбираюсь в ней на уровне обывателя: нравится - не нравится. Я страшно далек от музыкальной теории, не знаю как что называется и порой путаю рондо с менуэтом. Я не могу назвать себя заядлым театралом. Я просто люблю театр. Даже не скажу, что я часто бываю в театрах, скорее - наоборот. Одесский Оперный театр мне запомнился кошмаром восьмидесятых, когда оркестр вел одну партию, певец на сцене - другую и оба тщетно старались друг друга перекричать, струнные тянули одеяло на себя, духовые - на себя, а ударные спешили отыграть и уйти домой. Запомнился жуткой дороговизной билетов в девяностые, когда посещение театра было статусным событием, возможностью продемонстрировать меха и брильянты. В партере разгуливали жирненькие молодчики и, не стесняясь солиста, разговаривали по мобильному телефону. Именно с тех пор я вычеркнул Оперный театр из списка посещений. Я тосковал по его белому с золотом кружеву фойе, по красному бархату лож, по специфической только для него глухой тишине темного зала. Но “сходить в Оперный” мне не приходило в голову.
А пошел я совершенно случайно: у меня сейчас появилось масса свободного времени, в Оперном должен был состояться концерт Михаила Ваймана и Дианы Иоффе и двое одинаково замечательных людей - Вера Запорожец и Павел Поламарчук - пригласили меня в Фейсбуке на это событие.
В первом отделении блистал Михаил Вайман. “И скрипка плачет”... - это не о нем. Вайман играет пронзительно, ярко, прозрачно. Я бы сказал, жестко. Даже в мягких и нежных пассажах угадывается внутренний очень твердый металл. Фантастическое мастерство сочетается с такой явной любовью к тому, что он исполняет, что в один прекрасный момент мне стало не хватать воздуха - я не дышал. Исполнение вариаций Венявского на темы “Фауста” Ш.Гуно - было настолько впечатляющим что после куплетов Мефистофеля зал взорвался аплодисментами. Антракт прозвучал разочарованием и сожалением.
Во втором отделении зал был куплен без остатка Диной Иоффе. Замечательная непринужденность и удивительная легкость исполнения. Кажется, что музыка звучит прямо в тебе - не со сцены, а внутри. Что это твое настроение играет хрустальным ручьем шопеновской музыки. Дина Иоффе совсем не касается клавиш, только слегка утапливает их, проверяя, правильные ли струны поют в твоей душе. Поразительная манера игры в сочетании с великими звуками Шопена заставляет тебя замереть на стуле и только слегка покачивать головой в такт сверкающим пассажам.
Отдельно нужно сказать об оркестре. Я вообще люблю оркестры, их заполняющий пространство и тебя звук, их то мягкие стоны, то яркие зовущие вскрики. Но оркестр Игоря Шаврука так просто не описать. Я потрясен. Я восхищен. Нет - это все бледно и мелко. Я влюбился в этот оркестр. Буквально. Он как единый, идеальный и точный механизм, и как мягкий, заботливый человек держал меня весь вечер, ненавязчиво, но твердо и уверенно. Половина моих аплодисментов этим вечером принадлежат оркестру Игоря Шаврука.
Вечер закончился волшебными звуками Мендельсона и троекратным выходом мастеров на поклоны под овации зала. Нет, неверно. Вечер не закончился, он все еще продолжается - стоит закрыть глаза и снова слышен глухой шепот толпы в коридорах Оперного, и снова тихо гаснет свет в зале, и снова внутри звучит колдовство Дины Иоффе, Михаила Ваймана и Игоря Шаврука.
Немає коментарів:
Дописати коментар